Назад | Оглавление | Вперед

2.4. Вечный лунно-солнечный церковный календарь

Следующий шаг в истории календаря был связан с приходом христианства. Христианский календарь был призван определять главные христианские события - рождество и пасху. Факты, на основании которых проводятся расчеты дат, приводятся в следующих разделах.

2.4.1. Рождество и Пасха

В христианском мире, Рождество – празднование рождения Иисуса,Пасха - это празднование его воскресения. Точные даты этих событий неизвестны. Существуют только косвенные указания в Новом завете, по которым можно сделать определенные допущения. Что касается Пасхи, то есть точные астрономические указания для определения ее дня. В связи с необходимостью проведения расчетов праздников, астрономия приобрела огромное значение и в итоге привела к построению современного календаря.

2.4.1.1. Данные из Библии

Отправными точками вычислений являются данные Нового завета. Самые значимые из них приводятся ниже. Остальные имеют косвенный характер.

О времени рождения Иисуса Христа говорится следующее:

"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: “Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему." (Матфей 2:1-2);

"В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова" (Лука 2:1-4).

О возрасте Христа в Евангелиях говорится: "Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати" (Лука 3:23). Христос начал проповедовать "В пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее" (Лука 3:1); что проповедовал он "три года и что арестовали его в дни празднования еврейской пасхи (песах – праздник исхода евреев из Египта). Ее празднование начинается с 14 на 15 день весеннего месяца нисан, после пасхального полнолуния (полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия или непосредственно в этот день). После суда, который вершил Понтий Пилат, Христос был казнен в пятницу, "воскреснув рано в первый день недели" (Марк 16:9).

2.4.1.2. Исторические факты

1.Единственная перепись, правда, не населения, а имущества при императоре Августе проводилась в 7 г. нашей эры (Август был императором Римской империи с 27 г. до н.э. по 14 г. н.э.) Назарет появился только в конце 1-го начале 2-го века н.э. Квириний стал правителем Сирии в 7 г.

2. Царь Иудеи Ирод Великий родился в 73 до н.э., скончался в 4 г. до н. э.

3. Понтий Пилат был прокуратором Иудеи с 26 по 36 гг.

4. Пятнадцатый год правления императора Тиберия был в 29 году (Тиберий был римским императором в 14-37 гг.)

Отсюда видно, что исходя из указаний библии точную дату рождения установить невозможно. Дата переписи имущества была позже смерти Ирода на 10 лет, а библия указывает на одновременность этих двух событий с рождением.

Необходимо отметить, что многие факты из библии противоречат укладу жизни Иудеи того времени и историческим фактам. Это дает основания предположить, что авторы евангелий не были сами участниками событий. Например: "И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине" (Лука, 23:45). За триста лет до рождения Иисуса завеса уже состояла из двух частей как символ Второго Храма, тем более нет никаких упоминаний о затмениях.

Однако, принимая во внимание всю совокупность данных, можно говорить о достаточной обоснованности выбора года рождения Иисуса. Впервые такие вычисления были произведены Дионисием Малым в 7 веке, к сожалению, его вычисления не сохранились.

2.4.1.3. Вифлеемская звезда и астрономические факты

В 1604 году Кеплер наблюдал за сближением Марса, Юпитера и Сатурна. 26 сентября Марс соединился с Сатурном, а 9 октября с Юпитером.

10 октября Кеплер обнаружил между Юпитером и Сатурном, когда они отстояли на 9 градусов, новую звезду с яркостью Юпитера. Кеплер тщательно наблюдал ее, пока она не была скрыта солнечным блеском на следующий год, позже Кеплер описал ее в книге De Stella Nova in Pede Serpentarti. В 1614 году Кеплер опубликовал свои выводы – такое же тройное соединение в 7 г. н.э. совпало с появлением новой (или сверхновой) звезды в 7-6 гг. до н.э., которая могла являться вифлеемской звездой волхвов. Такое событие вряд ли осталось незамеченным астрономами и астрологами того времени. С древнейших времен Юпитер называли "звездой королей", а Сатурн считали "иудейской звездой", поэтому появление звезды во время соединения Юпитера и Сатурна могло быть истолковано звездочетами как знак будущего рождения Царя Иудейского. Тем более что, по преданиям востока, такое соединение Юпитера и Сатурна предшествовало рождению Моисея, издревле почитаемого не только иудеями. Соединения Юпитера и Сатурна происходят раз примерно в двадцать лет и действительно, в 7 г. до н.э. Юпитер и Сатурн трижды соединялись в знаке Рыб, а поскольку именно изображение рыбы (и греческое написание этого слова) являлось тайным символом ранних христиан, то предположение Иоганна Кеплера поддерживалось многими исследователями.

В 1977 году английские астрономы Д.Кларк, Дж.Паркинсон и Ф.Стефенсон провели анализ китайских и корейских астрономических хроник за период с 10 г. до н.э. по 13 г. н.э. и отождествили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течение 70 дней вспышкой яркой новой звезды весной 5 г.до н.э., причем им удалось довольно точно установить ее небесные координаты. В 5 г. до н.э. эта Вифлеемская звезда находилась в созвездии Овна. Соединение же 7 года до н.э. было не ближе диаметра луны.

2.4.2. История европейского календаря в ранне-христианский период и средние века

Согласно египетской традиции, у александрийских христиан летоисчисление велось по годам правления императоров. 1 тота 1 года эры Диоклетиана (284-305) египетского календаря стало первым днем не только солнечного, но и первым днем первого года 19-летнего лунного цикла. Вероятно, именно поэтому эра императора Диоклетиана, несмотря на то, что Диоклетиан жестоко преследовал христиан, стала постоянной эрой и александрийских христиан. Правда, они, помня об отношении Диоклетиана к христианам, называли эту эру "эрой мучеников". Коптские христиане в Египте, Эфиопии и Судане до сих пор ведут свое летоисчисление и свой календарь, известный как "календарь мучеников".

Празднование христианской пасхи в одно и то же время не сразу установилось во всем христианском мире. Малоазиатские христиане праздновали свою пасху вместе с евреями 15 нисана независимо от того, на какой день недели приходилось это число. Другие же церкви, и в том числе самые влиятельные – Римская и Александрийская, считали, что христианская пасха должна праздноваться только в воскресенье. Но в какое именно воскресенье - об этом они долго не могли договориться. Александрийская церковь отмечала пасху в период с 22 марта по 25 апреля, а Римская - с 20 марта по 21 апреля, расхождение доходило до нескольких недель (вероятно, из-за того, что новолуние в Риме происходит на неделю раньше). Константин I Великий (римский император, принявший христианство государственной религией) в 325 г. в Никее (теперь г. Извик на северо-западе Турции) собрал первый Вселенский собор. Среди вопросов был и устранение разногласий по поводу празднования Пасхи. Принятое на нем решение обязывало всех христиан отмечать пасху только в воскресенье и по правилам александрийской церкви (правда, как именно неизвестно, документы не сохранились), дату празднования Пасхи в первые годы после собора устанавливал Патриарх Александрийский.

По этим правилам пасха должна праздноваться в первое воскресенье после пасхального полнолуния. За официальный день весеннего равноденствия было принято 21 марта, так как на это число приходился день весеннего равноденствия в год проведения Никейского собора.

Как отмечается в различных источниках, Никейский собор не решил разногласий между церквями. Уже на следующий год после Никейского собора, т.е. в 326 году, а также в 330, 333, 340, 341, 343 гг., римляне праздновали пасху не в один день с александрийцами.[1]

Первые расчеты дней празднования пасхи в соответствии с решениями Никейского собора сделал патриарх Александрии Феофил. По его канону, который начинался с 380 г. и был расписан на 100 лет, годы не были отнесены к какой-либо эре, а обозначались порядковыми номерами.

Еще до окончания действия этого канона новый канон был составлен преемником Феофила на патриаршем престоле Кириллом Александрийским.

Этот канон был расписан по годам эры императора Диоклетиана. Распределение 235 реальных лунных месяцев длительностью по 29 и 30 дней в 19 реальных солнечных годах по юлианскому календарю произвел Созиген - создатель юлианского календаря[2,4]. На основе этого распределения Кирилл Александрийский составил Вечный лунно-солнечный церковный календарь, началом которого было 1 тота 1 года эры Диоклетиана (29 августа 284 г. нашей эры), и, считая цикл Метона абсолютно точным, написал 95-летний пасхальный канон на 153-247 гг. эры Диоклетиана (437 - 531 гг. нашей эры).

Римская же церковь продолжала использовать 84-летний цикл, который был менее точен, чем александрийский, и не всегда давал правильную дату пасхи. Этот факт подтверждается пасхальной таблицей Римской церкви.

Кроме того, Римляне предполагали, что равноденствие происходит 18 марта, в то время как александрийцы считали, что оно случается 21 марта (из-за разницы в широте). Наконец, римляне не праздновали пасху на следующий день, если полнолуние приходилось на субботу.

Окончательно проблема была решена только в 6 веке, когда Римской церкви необходимо было составить пасхальные таблицы на новый период. Около 525 г. н.э. монах Дионисий Малый (Dionysius Exiguus, скиф по происхождению) был приглашен папой Иоанном I чтобы подготовить вычисления даты пасхи. Дионисий Малый продолжил канон Кирилла Александрийского, т.е. применил для своей пасхалии 19-летний александрийский лунный цикл Метона вместо применявшегося до этого западной церковью 8-летнего лунного цикла. Поэтому с того времени до 1582 г. (года введения григорианского календаря) западная и восточные церкви праздновали пасху в одно и то же время. Фактически Дионисий Малый создал календарь, используемый и сейчас в православии. "Пасхальные таблицы и правила Дионисия никогда не были санкционированы ни папой, ни собором, а утвердились просто как наиболее рациональное решение сложного и волновавшего тогда умы вопроса" [6, с. 150].

Отметим, что исторически некоторые страны использовали для вычисления Пасхи астрономическое полнолуние вместо официального (21 марта). Это было, например, в Германских протестантских государствах в 1700-1776, в Швеции в 1740-1844 и в Дании в 17 веке.

2.4.3. Летоисчисление от сотворения мира

[2] Уже в первые века становления христианства предпринимались попытки перебросить хронологический мост между современностью и священными событиями, описанными в Библии. В результате проведённых подсчётов возникло около 200 различных вариантов эры "от сотворения мира", или "от Адама", в которых период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: александрийская (исходная точка - 5501, фактически 5493 до н.э.), антиохийская (5969 год до н.э.) и более поздняя византийская.

В VI веке в Византии начала использоваться мировая эра с началом 1 марта 5508 года до н.э. Счёт дней в ней вёлся от Адама, который, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Исходя из того, что это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии было принято считать, что Иисус родился в середине шестого тысячелетия, ибо "у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Петр. 3, 8). Именно византийская схема летосчисления была принята на Руси и использовалась вплоть до реформы Петра I. [2]

2.4.3. Летоисчисление от рождества Христова

Для своей пасхалии Дионисий Малый выбрал эру от года рождения Иисуса, вместо египетского календаря использовал юлианский. Видимо, для римлян использование эры Диоклетиана было нетрадиционно, вычисления же по эре от основания Рима были менее удобными. К тому же Диоклетиан был гонителем христиан.

Дионисий установил год рождения Иисуса 753 со дня основания Рима. На основании чего Дионисий выбрал именно эту дату неизвестно. Существует много гипотез по этому поводу.

Английский хронологист Беда (Bede 673-735) проверял расчеты Дионисия уже в 8 веке. Он же предложил датировать годы перед 754 AUC, используя термин "Before Christ" (до рождества Христова). У Беда 1 г. н.э. непосредственно шел после 1 г. до н.э. без нулевого года, поскольку в римском исчислении, используемом в то время в Европе, отсутствовало понятие нуля.

Беда один из первых обратил внимание на проблему о несоответствии календарного и астрономического весеннего равноденствия, которое в его время уже составило 3 дня.

Любопытно, что метод подсчета годов с года рождения Иисуса (официального), предложенный только с 6 века, дает номера года, кратные 4, совпадающими с юлианскими високосными годами. Возможно, это был обдуманный шаг Дионисия Малого.

2.4.4. Рождество

Точная дата также неизвестна и спорна. Католический мир и православная церковь отмечает 25 декабря, хотя и по разным календарям (по григорианскому календарю православное рождество приходится на 7 января).

Решение о праздновании рождения Иисуса 25 декабря было принято в 431 г. на Эфесском соборе для того, чтобы вытеснить отмечавшийся в этот же день праздник языческого бога Солнца Митры (БСЭ. 3-е изд. М., 1975, т. 22, с. 171). Число и месяц рождения Христа были названы церковью почти на сто лет раньше, чем год рождения.

2.4.5. Недостатки юлианского календаря

Юлианский календарь дает ошибку в 1 день за 128 лет. Поэтому каждые 128 лет дата равноденствия сдвигается на день назад по календарю.

Кроме того, по причине неточности метонова цикла, используемого в вечном солнечно-лунном календаре, действительные фазы Луны по отношению календарным отставали на 0,06135 суток = 1 ч 28 мин 20 с (т.е. на сутки каждые 310 лет).

Второй фактор касается расчета даты пасхи. Именно необходимость расчета пасхи привела к созданию более точного григорианского календаря.

Довольно часто Пасха праздновалась не в первое, а во второе воскресенье после истинного (астрономического) полнолуния. По словам П. Попова, "с течением веков накопляется и доселе накопилась со времени Никейского Собора значительная разница между исчисляемыми в церковной пасхалии и действительными фазами Луны, именно от 4 до 5 дней. Оттого-то нередко и бывает то, что случилось, например, в 1894 году, именно: по церковному счёту пасхальное полнолуние в этом году приходилось на 12 апреля и Пасха праздновалась 17 апреля; а действительное полнолуние было 8 апреля, в пятницу, по которому празднование Пасхи пришлось бы на 10-е апреля, то есть седмицею ранее, чем она праздновалась у нас на самом деле" (взято из [2]).

2.4.6. Православный календарь

Православие использует календарь Дионисия Малого, как соответствующий решениям Никейского собора. Несмотря на недостаточную точность юлианского календаря у православной церкви определенные взгляды на эту проблему [6]. Например, праздник пасхи, если вычислять его по григорианскому календарю, иногда может совпасть с еврейской пасхой, – вещь по христианским канонам недопустимая. Основной же аргумент основан на том факте, что невозможно полностью согласовать периоды Луны и Солнца - пасхальные полнолуния будут всегда уходить вперед по отношению к равноденствию. Стремление к математической точности ничего не дает с точки зрения празднования пасхи и других христианских праздников - здесь важны не точные даты, а сам порядок следования библейских событий. Переход же на григорианский стиль прерывает связь с первохристианской традицией и умаляет авторитет соборной церкви.

2.5. Григорианский календарь

Как отмечалось, Юлианский календарь недостаточно точен и дает ошибку в 1 день за 128 лет. В 1582 г. весеннее равноденствие сместилось назад на (1582-325)/128 = 10 дней. Из-за важности этого праздника для христианского мира католическая церковь была убеждена в необходимости календарной реформы.

В 1545 г. весеннее равноденствие, используемое для вычисления пасхи, сместилось на 10 дней; и в декабре, на открытии Тридентского собора (Council of Trent 1545-63) Павел III предложил предпринять действия для устранения ошибки. Однако, ни Павел III ни его преемники не получили нужного решения, собор в 1563 г. поручил папе Пию IV (1559-65) рассмотрение календарной реформы. Но он не смог принять окончательного решения, его сменил Пий V. Только пришедший в 1572 году Папа Григорий XIII, обнаружил большое число предложений и поручил издать буллу иезуитскому астроному Христофору Клавиусу (1537-1612), решив тем самым этот вопрос. Клавиус использовал предложения итальянского астронома и врача Луиджи Лильо (Aloysius Lilius; умер в 1576) из Перуджи, профессора медицины в местном университете. Представить проект папской комиссии сам Лильо не успел: даже легкое недомогание в ту эпоху превращалось в смертельную болезнь. Бумаги ученого доставил в Рим его брат. В 1603 Клавиус описал детали нового календаря в своей книге “Explication Romani Calendarii a Gregorio XIII P.M. restitui”.

Для исправления ошибки необходимо было совершить три шага:

  1. Заменить юлианский календарь более точным;
  2. Удалить дополнительные дни, добавленные юлианским календарем с начала его использования;
  3. Заменить соотношения для вычисления пасхи.

Первый вопрос решался следующим образом. Тропический год аппроксимировался периодом в 365 97/400 = 365.2425 дней, что дает ошибку приблизительно в 1 день на 3300 лет. Это достигается распределением 97 високосных лет на 400 лет, а именно: каждый год кратный 4 является високосным (как в юлианском), кроме кратных 100, но за исключением кратных 400, которые остаются високосными. Например, 1700, 1800, 1900, 2100, и 2200 обычные, а 1600, 2000 и 2400 високосные годы.

Решение второй проблемы основано на факте, что 21 марта 325 года было равноденствие, когда проходил Никейский собор. Григорианский календарь откалиброван таким образом, чтобы равноденствие всегда приходилось на этот день.

Пропуск 10 дней в 1583 году синхронизировал Григорианский календарь с юлианским календарем 3 века (хотя можно было синхронизировать и с 1-ым веком?).

Григорианский календарь общепризнан в настоящее время. Он был введен буллой папы Григория XIII от 24 февраля 1582 года (обычно называемой "Inter gravissimas", по первым двум словам начала указа, что можно перевести как “Среди важнейших задач…”), утвердившей решение комиссии:

"Былo зaбoтoю нaшeю нe тoлькo вoccтaнoвить paвнoдeнcтвиe нa издpeвлe нaзнaчeннoм eмy мecтe, oт кoтopoгo co вpeмeни Hикeйcкoгo coбopa oнo oтcтyпилo нa дecять днeй пpиблизитeльнo, и 14 Лyнe вepнyть ee мecтo, oт кoтopoгo oнa нa чeтыpe и пять днeй oтxoдит, нo и ycтaнoвить тaкжe cпocoб и пpaвилa, кoтopыми бyдeт дocтигнyтo, чтoбы в бyдyщeм paвнoдeнcтвиe и 14 Лyнa co cвoиx мecт никoгдa нe cдвигaлиcь."

Также, всем христианам повелевалось считать 5 октября 1582 года 15 октября.

Уже на следующий год после реформы Григорий XIII направил Вселенскому Константинопольскому Патриарху Иеремии II посольство с дарами и предложением перейти на новый стиль. В конце 1583 года на соборе в Константинополе все эти предложения были отвергнуты, как не соответствующие каноническим правилам празднования Пасхи. К тому же Патриарх Иеремия II считал Григорианскую реформу одним из орудий завоевательной политики папства по отношению к Восточной Церкви.

Астрономом Вильямом Гершелем (1738-1822) была предложена лучшая аппроксимация продолжительности тропического года, равная 365969/4000 = 365.24225 дней. Это предписывает 969 високосных годов на каждые 4000 лет, что может быть достигнуто пропуском одного високосного года Григорианского календаря каждые 4000 лет. Например, годы делимые нацело на 4000. Это правило официально не принято.

2.5.1. Переход стран с юлианского на григорианский календарь

Указ от февраля 1582 года декларировал, что 10 дней должны быть выброшены с октября 1582 так, чтобы 15 октября следовало немедленно после 4 октября, после чего должен был использован реформированный календарь.

Реформа была почти сразу принята всеми католическими странами. Это соблюдалось в Италии, Польше, Португалии, и Испании. Другие католические страны последовали позднее. Что касается протестантских государств, то они долгое время исходили из постулата, что “лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с Римом”.

Православные же страны не меняли календарь до начала этого столетия. Юлианский календарь сохранился лишь в религиозных целях в России, Греции и в патриархатах Восточно-христианского мира.

Переход на новый календарь требовал следующего пропуска дней (в зависимости от века):

16 век 10 дней
17 век 10 дней
18 век 11 дней
19 век 12 дней
20 век 13 дней

Следующая таблица содержит даты перехода на григорианский календарь в ряде стран [4]:

Страна

Период перехода

Примечания

После даты

следовало 

Албания Декабрь 1912    
Австрия 5 окт 1583
14 янв 1583
16 окт 1583
5 янв 1583
Различные регионы в разные даты
Бельгия 14 дек 1582
21 дек 1582
25 дек 1582
1 янв 1583
По разным источникам
Болгария 1912,1915
18 мар 1916
1 апр 1916 По разным источникам
Китай 18 дек 1911
18 дек 1928
1 янв 1912
1 янв 1929
По разным источникам
Чехия 6 янв 1584 17 янв 1584 Богемия и Моравия
Дания 18 фев 1700 1 мар 1700 Включая Норвегию в составе Дании
Египет 1875    
Эстония Янв 1918    
Финляндия     См. Швецию. Позже стала частью России, которая тогда использовала юлианский календарь, григорианский календарь остался официальным в Финляндии, но использовался и юлианский
Франция 9 дек 1582 20 дек 1582  
Германия     Различные нем. Государства в разное время
- Католич. 1583-1585   В разное время
- Пруссия 22 авг 1610 2 сен 1610  
- Протестант. 18 фев 1700 1 мар 1700  
Великобритания и доминион 2 сен 1752 14 сен 1752 Включая территории США, одновременно была перенесена дата нового года с
Греция 9 мар 1924 23 мар 1924  
Венгрия 21 окт 1587 1 нбр 1587  
Италия 4 окт 1582 15 окт 1582  
Латвия 1915 – 1918   Во время немецкой аккупации
Литва 1915    
Люксембург 14 дек 1582 25 дек 1582  
Нидерланды 14 дек 1582 25 дек 1582 Брабант, Фландрия,Голландия, Artois
  30 нбр 1700 12 дек 1700 Hennegau, Zeuthen,Groningen, Geldern, Friesland, Overysel
Норвегия     См. Данию
Польша 4 окт 1582 15 окт 1582  
Португалия 4 окт 1582 15 окт 1582  
Румыния 31 мар 1919 14 апр 1919  
Россия 31 янв 1918 14 фев 1918  
Испания 4 окт 1582 15 окт 1582  
Швеция 17 фев 1753 1 мар 1753 Включая Финляндию
Швейцария      
- Католич.кант. 1583, 1584    
- Цюрих,Базель, Шафхаузен, Нушатель, Берн,Женева 31 дек 1700 12 янв 1701  
Cент-Галлен: 1724    
Турция 18 дек 1926 1 янв 1927  
США     См.Великобританию
Югославия 1919    
Япония 19 дек 1872
18 дек 1918
1 янв 1873
1 янв 1919
По разным источникам

Швеция имеет любопытную историю перехода на новый стиль. Швеция решила делать постепенный переход от Юлианского к Григорианскому календарю. Чтобы пропустить 11 лишних дней решили просто не учитывать високосные годы с 1700 до 1740. 1 марта 1740 была бы синхронизировано с Григорианским календарем. (Но тем временем они были бы не согласованы ни с кем).

Так 1700 (который должен быть високосным по Юлианскому календарю) не был високосным в Швеции. Однако по ошибке 1704 и 1708 стали високосными годами, поэтому они решили вернуться к юлианскому стилю. Чтобы сделать это, был введен дополнительный день в 1712 г, приведя к двойному високосному году с февралем в 30 дней.

Позднее, в 1753 г Швеция перешла к григорианскому календарю, пропустив 11 дней, как и остальные страны.

2.6. Вычисление даты Пасхи и некоторые астрономические понятия

2.6.1. Солнечный цикл (круг Солнца)

В юлианском календаре соотношение между днями недели и датами в году повторяется в 28-и летнем цикле. В григорианском календаре это также выполняется кроме периодов содержащих годы кратные 100 но не кратные 400.

Такой период называется солнечным циклом. Солнечное число года определяется

Solar Number = (year + 8) % 28 + 1

В григорианском календаре цикл високосных годов - 400 лет, что составляет 146097 дней, это число является кратным 7. Поэтому солнечный цикл григорианского календаря будет 400 лет.

2.6.2. Золотое число (круг Луны)

Как уже отмечалось, Метон открыл 19-летние циклы, когда фазы луны приходятся на одни и те же даты. Каждый год связывают с Золотым числом:

GoldenNumber = (year%19)+1

Таким образом, новолуние приходится примерно на одну и ту же дату для годов с одинаковым Золотым числом.

2.6.3. Великий Индиктион

Также известный как “Миротворный Круг”, “Церковный Круг” – период, когда пасха приходится на одну и туже дату. Для юлианского календаря 28*19 = 532. Великие индиктионы начинались в 345, 877, 1409 и 1941 гг.

2.6.3. Эпакта

Эпакта - это мера фазы луны на конкретную дату. В юлианском календаре, эпакта = фаза луны на начало года – 8. В григорианском, эпакта = фаза луны на начало года В юлианском календаре предполагается, что 19 лет точно является целым числом синодических месяцев и выполняется следующее соотношение:

Epact = (11 * (GoldenNumber-1)) % 30

Если формула обращается в 0, то значение эпакты принимается равным 30. Таким образом, эпакта может принимать только 19 различных значений:

1, 3, 4, 6, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20, 22, 23, 25, 26, 28, 30 .

Юлианская система подсчета полнолуний была неточной и в григорианском календаре были сделаны некоторые изменения:

1) Уточнение учитывающее, что три из четырех столетий имеют на один високосный год меньше, чем в юлианском:

Epact = Epact - (3*century)/4

(Для расчетов полагают, что столетие начинается с 0-го года по 99. Например, 20-е с 1900 по 1999.)

2) Учет факта, что 19 лет точно не равно целому числу синодических месяцев:

Epact = Epact + (8*century + 5)/25

3) Добавить 8, чтобы получить фазу луны на 1 января:

Epact = Epact + 8

4) Добавить или вычесть 30, чтобы эпакта попала в диапазон от 1 до 30.

В григорианском календаре эпакта может принимать любое значение от 1 до 30.

Пример: Какова эпакта 1992 года?

GoldenNumber = 1992%19 + 1 = 17
1) Epact = (11 * (17-1)) % 30 = 26
2) Epact = 26 - (3*20)/4 = 11
3) Epact = 11 + (8*20 + 5)/25 = 17
4) Epact = 17 + 8 = 25

2.6.4. Определение даты Пасхи

Для определения Пасхи используется следующий алгоритм:

1) Вычислить эпакту как описывается в предыдущей секции;

2) По эпакте находят дату пасхального полнолуния из таблицы:

Эпакта Полнолуние Эпакта Полнолуние Эпакта Полнолуние
1 12 апреля 11 2 апреля 21 23 марта
2 11 апреля 12 1 апреля 22 22 марта
3 10 апреля 13 31 марта 23 21 марта
4 9 апреля 14 30 марта 24 18 апреля
5 8 апреля 15 29 марта 25 18 или 17 апреля
6 7 апреля 16 28 марта 26 17 апреля
7 6 апреля 17 27 марта 27 16 апреля
8 5 апреля 18 26 марта 28 15 апреля
9 4 апреля 19 25 марта 29 14 апреля
10 3 апреля 20 24 марта 30 13 апреля

Для эпакты 25 правило следующее, если GoldenNumber > 11 то выбирать надо 17 апреля, иначе 18 апреля.

3) Пасхальное воскресенье - это первое воскресенье после пасхального полнолуния. Если полнолуние попадает на воскресенье, то пасхальное воскресенье будет следующим.

Например, в 1992 году пасхальное полнолуние было 17 апреля в пятницу. Пасхальное воскресенье - 19 апреля (по григорианскому стилю).

Простой алгоритм для юлианского календаря (Ж.Меес, "Астрономические формулы для калькуляторов", М., "Мир", 1988, ссылка взята из [1]):

a = year % 4
b = year % 7
c = year % 19
d = ( 19 * c + 15 ) % 30
e = ( 2 * a + 4 * b - d + 34 ) % 7
month = 3 + (d + e + 21) / 31
day = ( d + e + 21 ) % 31 + 1

Для григорианского календаря также существует достаточно простой алгоритм:

century = year/100
G = year % 19
K = (century - 17)/25
I = (century - century/4 - (century - K)/3 + 19*G + 15) % 30
I = I - (I/28)*(1 - (I/28)*(29/(I + 1))*((21 - G)/11))
J = (year + year/4 + I + 2 - century + century/4) % 7
L = I - J
Month = 3 + (L + 40)/44
Day = L + 28 - 31*(Month/4)

Основано на алгоритме Одина (Oudin (1940) взято из "Explanatory Supplement to the Astronomical Almanac", редактор P. Kenneth Seidelmann)

Назад | Оглавление | Вперед

Хостинг от uCoz